Назад
Ребенок и стресс

 

 

 

 

 

 

 

На состояние здоровья существенно влияет пребывание ребенка в условиях длительного социально обусловленного стресса, что приводит к истощению стресслимитирующих систем и напряжению адаптационных процессов. Это обусловливает потребность в поиске необходимых средств и продолжении выработки мер, ориентированных на исправление нарушений вегетативного и психоэмоционального статуса детей из социально дезадаптированных семей.
Дезадаптированное детство формирует субцивилизованный, дисфункциональный по своим последствиям для структуры общества социальный слой. Условия проживания, образ жизни семьи определяют состояние здоровья ребенка в социально дезадаптированных семьях (СДС). Изменения в поведении и получении навыков асоциального поведения (бродяжничество, попрошайничество, проституция) дезадаптированным детям необходимы для выживания.
Длительное пребывание ребенка в условиях хронического социально обусловленного стресса не может не отразиться на его психосоматическом состоянии и адаптационных резервах организма. В зависимости от продолжительности и силы стресса приспособительные эффекты стресс-реакции могут становиться поражающими и превращаться в общее звено патогенеза разнообразных заболеваний. Устойчивость к стрессорным поражениям определяется соотношением активности стрессреализующих и стресслимитирующих систем, формируется как на основании генетически детерминированных особенностей организма, так и в течение жизнедеятельности под влиянием различных факторов. Дисфункция стрессреализующих и стресслимитирующих систем организма приводит к дистрессу, что клинически проявляется психосоматической патологией и реакциями дезадаптации.
Формирование реакции дезадаптации у ребенка напрямую зависит от условий формирования его как личности, истории сознательных отношений с окружающими. Детям, которые воспитываются в социально неблагоприятных условиях, свойственны пассивные черты характера, они в 6,5 раза чаще находятся в состоянии хронического стресса среднего и высокого уровня. Большинство детей с CДC имеют черты невротического характера с признаками депрессии, которая коррелирует с астенией, нарушением сна, вегетативными расстройствами, тревожностью и нарушением поведения. Дети проявляют снижение памяти, заниженную самооценку, отсутствие уверенности в себе и пессимистическое видение будущего, что указывает на формирование у них синдрома маленького неудачника.
Дефицит эндорфина и серотонина крови вследствие длительного пребывания в состоянии хронического стресса вызывает формирование соматовегетативных расстройств и депрессии. Поэтому показатели содержания эндорфина и серотонина крови являются маркерами состояния напряженности адаптационных процессов у детей и могут быть использованы для объективной оценки тяжести соматовегетативных расстройств и эффективности терапии.

 

Назад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторское право © wsezdorovi.ru